«В образовательных проектах огромную роль играет контентная составляющая курсов». Дмитрий Захаров, генеральный директор и сооснователь Moscow Digital School
Как извлечь позитивный опыт из собственных провалов, не бояться ошибиться, «поймать» идею и сделать успешный проект, рассказывает генеральный директор и сооснователь Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Ищите инсайты и вдохновляйтесь нашей новой «Историей в лицах».
Дмитрий, вначале расскажи, пожалуйста, свою историю MDS.
В 2018 году я познакомился с Александром Журавлевым, моим будущим партнёром по бизнесу, когда он делал курс «Blockchain Lawyer». Я тогда плотно увлекался криптовалютой, прошел этот курс. Как оказалось, у нас были схожие мысли, чтобы из одного курса сделать целую школу для юристов. Так мы и стартовали с «Blockchain Lawyer» и в 2019 году, добавив курс “Защита персональных данных” запустили Moscow Digital School. Дальше понемногу программ становилось больше, и мы постепенно развивались. Мы не планировали делать какой-то большой многомиллионный проект. Но «аппетит приходит во время еды», и в итоге получилось сделать самую крупную в СНГ образовательную онлайн-экосистему для юристов. В этом году мы нацелены расширить наши направления и запустить образовательные программы для бухгалтеров, девелоперов и логистов.
Почему ты решил делать этот проект?
Первое – у меня был хороший юридический опыт до этого: я работал в энергетике и в Норникеле. После Норникеля я путешествовал по Индии и, вернувшись в Россию, понял, что больше не хочу работать юристом в офисе, решил попробовать открыть свое дело. Первое, что приходило нам с женой в голову при мысли о собственном бизнесе - это цветы и кофе. Вот мы с женой и выбирали между салоном цветов и кафе. Это был наш первый опыт: мы в принципе не знали, как это работает и с чего начинать. Посчитали экономику: с салоном цветов показалось, что как-то не очень интересно, а вот с кафе все было довольно перспективно. В итоге с нашими кафе все было, действительно, неплохо до момента, пока нам не отказали в продлении аренды. Мы очень быстро выросли: купили готовые заведения и за год увеличили размер выручки втрое. После того, как собственник помещения это увидел, у него возникла мысль: «О, я тут сам поработаю, вроде хорошо получается». После этого я решил, что не хочу заниматься офлайн-проектами, которые плотно завязаны на локации, потому что тебе в любой момент могут сказать: «Извини, мы не готовы продолжать отношения». В российской практике договоры аренды с малым бизнесом в основном заключаются краткосрочные. И если аренда не является для владельца помещения профильным бизнесом — а для многих арендодателей в России это бизнес не профессиональный — то есть высокий риск, что какой-нибудь друг, родственник или сам хозяин помещения захочет на этом месте открыть то же самое, что делаешь ты. Поэтому я решил, что дальше буду развиваться в онлайне — в бизнесе, который жестко не привязан к локации.
Есть что-то помимо локации, что резко отличает ведение образовательного бизнеса от остального? Или у любого бизнеса базовые принципы схожи?
Хороший вопрос. В образовательных проектах огромную роль играет контентная составляющая курсов. Если мы возьмем другие проекты, там тоже есть ключевой продукт, вокруг которого выстраивается вся система. В образовательных проектах очень много контентной части: работа методологов, продюсеров, преподавателей. Думал недавно, что рестораны и кафе — это очень сложный бизнес, пожалуй даже самый сложный для начинающих. Я понимаю, что образовательный бизнес — он тоже сложный, в первую очередь из-за вот этой контентной части, ее проработки.
Все любят истории успеха. Но, как известно, за любым успехом стоят истории проб и ошибок. Есть какой-то пример неудачи в твоём бизнес-опыте и чему эта неудача тебя научила?
Первый мой опыт — с договором аренды, когда нам его не продлили. Мы вели переговоры, предлагали в два раза выше арендную ставку, но видимо менеджеру это было не очень интересно.
А ты считаешь это была твоя ошибка?
Ну конечно. В бизнесе не бывает чужих ошибок — она всегда именно твоя. Даже не то, чтобы ошибка, а вот так случилось, да? Я ни о чём не жалею, рад, что у меня все сейчас так сложилось. Но тем не менее был такой факап, что за десять дней нам надо было вывезти все оборудование, привести помещение в исходное состояние. А это кафе, оборудования очень много: холодильные витрины, мебель, все очень тяжелое, сложное. Такой себе опыт. Мы когда все это доделали — выдохнули. У нас примерно год в спальне стояла кофемашина, закрытая покрывалом. Мы все думали, может еще что-то открыть. Красивая, дорогая, очень качественная — было жалко продавать. В итоге она уехала в Дагестан.
Вторая история, я считаю, это очень медленное развитие MDS на первых этапах. Мы могли бы это сделать гораздо быстрее, но как будто мы были к этому не готовы. Тогда было немного первоначальных инвестиций, и вот с этих денег мы на свои, без кредитов и привлеченных средств, вкладывая выручку в развитие, медленно, но росли. У меня как гендиректора зарплата была 20 тысяч рублей, чисто формальная. Катализатором стал ковид, когда всех закрыли. Мы в команде обсуждали, надо ли нам полностью уходить в онлайн или не надо. Мы спорили, спорили, но в итоге приняли решение прекратить дискуссию и перейти в онлайн.
В целом, можешь ли посоветовать, как оборачивать негативный опыт себе на пользу?
Хороший вопрос и непростой. Классно, конечно, советы всем давать, но этот навык, мне кажется, сам приходит. Сначала, сталкиваясь с провалом, ты думаешь: «Какое горе, какое горе: все, что мы делали, пошло прахом. Теперь надо начинать заново, а ведь мы только-только вышли на хорошие показатели. Как жалко, как плохо, как обидно». Надо эту эмоцию пережить, переварить. Так не бывает, что у тебя неудача, и ты такой: «Все, забыли, перевернули, давайте извлечем из нее положительные вещи». Мне кажется, это психологически сложно. Если кто-то так умеет — очень здорово, я пока не научился. В целом, первая стадия — надо принять, успокоиться, понять, что это уже случилось и ты уже не можешь на это повлиять. А дальше спокойно посидеть-подумать, из-за чего это произошло. Можно сходить к коучу, к психологу, к друзьям: попробовать проговорить эту ситуацию, выявить все моменты, из-за чего так произошло, и для себя принять решение, как действовать чтобы этого не произошло в дальнейшем.
Почему образовательные курсы и программы сегодня так востребованы не только у молодежи, начинающей свою карьеру, но и среди уже профессионально состоявшихся людей? Это проблема или преимущество?
В целом я сторонник концепции lifelong learning. Это означает не только онлайн-образование, но и чтение книг, просмотр полезных видео, получение различного полезного контента через социальные сети. Это для меня более широкая, нежели онлайн-курсы, концепция. Почему так происходит? Мир быстро меняется, технологии быстро меняются.
Сегодня ChatGPT пишет дипломы, и это самое малое, что он может делать. Только представьте: нейросети выдают не просто компьютерный код, который можно использовать, но еще и логику построения приложений к этому коду. Все эти вещи очень сильно меняют наш мир, и у нас есть два варианта: оставаться пассивными наблюдателями и упускать возможности, которые перед нами открываются, либо развиваться вместе с миром, видеть возможности и брать их. Многие боятся менять работу, профессию — у нас по крайней мере, — а в других странах люди работают 15 лет, а потом меняют свое направление. Мне кажется, желание что-то менять в своей жизни, своей карьере — это нормально.
На первый взгляд кажется, что образовательных платформ стало даже чересчур много. Это так или сфера ещё только развивается? Как бы ты оценил уровень онлайн-образования в России?
В России рынок образования, я бы сказал, довольно зрелый. Действительно есть сформированные и очень крупные игроки. Есть более — нишевые как мы, например. Ниша MDS — образование для юристов, и мы в ней очень хороши. Но мы не можем быть лидерами в глобальной образовательной сфере как некоторые крупные игроки — у нас другие цели. Если сейчас выходить на рынок с продуктом, с которым ты будешь конкурировать с крупными компаниями, то тебе будет тяжело. Что касается качества, оно у всех разное и зависит от того, на чем компания фокусируется. Одни строят свой бизнес, вкладывая усилия в маркетинг. У других фокус на продукте. Я всегда говорю, что в первую очередь — продукт, а дальше уже идет все остальное, потому что мы должны работать на возврат клиентов и создание коммьюнити вокруг бренда.
А сам пользовался ли ты когда-нибудь образовательными онлайн-платформами?
Много чем пользовался. Проходил различные тематические курсы. Сейчас, например, учу дистанционно английский язык. Нравится, что материал подбирается под мои интересы, и с преподавателями у меня все сошлось. И планирую потестить еще один сервис — американский: сравню, интересно как будет.
Какие планы по развитию MDS: новые курсы или, может быть, форматы?
Мы в 2023 году планируем развивать линейку юридических курсов. С конца 2022-го запустили B2B подписку, которой уже воспользовались QIWI, Тинькофф банк, Дикси, Вкусно — и точка, Сбербанк и другие крупные компании. B2B подписку планируем активно развивать: чем больше будет курсов — тем интереснее для компаний. Приобретая подписку, они под ключ закрывают потребности в обучении сотрудников. У нас все-таки дополнительное образование, мы повышаем квалификацию сотрудников. А для компании это классное и интересное предложение, потому что в некоторых случаях подписка стоит дешевле, чем прохождение одного курса одним сотрудником. Второй фокус — выход на направления логистики, бухгалтерии и девелопмента. Эти три направления мы хотим протестировать в новом году. Надеюсь, получим хорошую экономику по ним, сможем закрепиться и стать лидерами, как в нише юридического образования. Такие основные приоритеты на ближайший год.
У тебя есть свой Telegram-канал о бизнесе и инвестициях. Как тебе пришла идея создать Telegram-канал сейчас, когда вроде бы волна отгремела год назад?
В январе мне написали несколько предпринимателей с просьбой их поменторить: помочь с выручкой, привлечь инвестиции в их проекты и в конечном итоге продать компанию в России и запустить продукты на других рынках. Первая мысль: «Чем я вообще могу поделиться?». Потому что приходили не начинающие ребята, а предприниматели с большим опытом, с крупными проектами, у которых мне самому стоит поучиться. В итоге договорились встретиться, пообщались. К моему удивлению, встреча оказалась обоюдно полезной: я дал какие-то свои рекомендации, и человек пошёл это реализовывать дальше. Я понял, что от такой коммуникации получаю очень много, начиная с того, что мне в принципе приятно чем-то делиться, и заканчивая моей борьбой с синдромом самозванца. Даже когда мы закрыли сделку и MDS присоединилась к холдингу Ultimate Education, у меня было ощущение, что я этого не заслужил. Но когда начинаешь с кем-то делиться, понимаешь, что не такой уж ты самозванец: есть опыт и знания, полезные другим людям. В общем после этого я подумал, что хочу делиться своей экспертизой. Первый пост написал про то, как выбрать бизнес-идею. Собираюсь делиться информацией в сфере продаж, маркетинга, ведения бизнеса, привлечения инвестиций.
На портале MDS есть твой вебинар «Как работать по полной и не выгорать». (Кстати, он бесплатный для авторизованных пользователей). Этот вопрос сегодня актуален для большинства специалистов. Можешь кратко сформулировать, в чем состоит твой принцип work-life balance?
Моя жена считает, что я еще не достиг work-life balance: говорит, что у меня перекос в сторону работы, потому что отпуска давно не было, а когда появляется свободное время, то я тоже отдаю его работе. Но я считаю, что у меня этот баланс есть. Если проанализировать, еще в школе я всегда был занят какой-либо активностью: уроки закончились — иду в спортивную секцию, например. Это давало мне энергию. Сейчас примерно так же. Важно заниматься тем, что тебя драйвит, что тебе нравится. Ломать себя, пытаться делать что-то через «не хочу» — верный путь к выгоранию. Вернусь к первому посту в телеграм-канале о бизнес-идее: если ты изначально хочешь заниматься каким-то бизнесом, нужно выбрать не ту идею, которая кажется крутой и с большим рынком, а ту, которая будет драйвить, давать силы на реализацию в долгосрочном периоде. Нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь. Моё правило — найти, что нравится, и тогда не встает вопрос о work-life balance. Я на отдыхе работаю, на работе отдыхаю. Например, тема телеграм-канала меня настолько захватила, что, ложась спать, я не мог уснуть: в голову приходили посты, до двух ночи записывал заметки.
Что ты ценишь в MDS больше всего?
Я легко отвечу на этот вопрос. Больше всего я ценю команду, которую нам удалось собрать. Мои коллеги — это главный актив школы. С такой классной командой не нужно заниматься микроменеджментом, гиперконтролем всех процессов. Я очень рад, что могу доверять сотрудникам, давать свободу в решении задач. Нам удается выстраивать культуру открытых корпоративных отношений. Всегда говорю, что мне можно давать обратную связь без каких-либо последствий, и я принимаю все замечания в свой адрес. И вот это то, что я больше всего ценю в MDS. Считаю, что это позволит школе стать лидером на рынке образования офисных профессий.
Краткое пожелание от тебя. Что ты пожелаешь MDS?
MDS для меня как ребенок, которого ты растишь, о котором заботишься, а он становится все более самостоятельным и независимым. И очень приятно наблюдать за процессом в целом. Поэтому я желаю нашей школе еще больше вырасти и перейти на новый уровень развития компании.