Стратегии примирения: как лидеры решают конфликты в команде

Конфликты в коллективе могут привести к ухудшению рабочих отношений, снижению мотивации и даже уходу сотрудников. Способность руководителя реагировать на острые ситуации с пониманием и стратегическим подходом определяет успех команды. 

Moscow Digital School подготовила памятку о том, как лидеру следует выстраивать отношения с сотрудниками, чтобы эффективно разрешать серьезные разногласия и — что важнее — уметь их предупреждать. 

Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Практические шаги для лидера

Создаем атмосферу доверия и выявляем корень проблемы

  1. Понимание начинается с постановки вопросов, направленных на выяснение точек зрения участников конфликта. Вопросы должны быть открытыми, поощряющими коллег делиться мыслями и чувствами.

  2. Стоит проговорить вслух (или уточнить письменно, если диалог шел в почте или мессенджерах) ключевые моменты,чтобы подтвердить свое понимание сказанного. Это не только помогает уточнить информацию, но и дает участникам уверенность в том, что их точка зрения была правильно воспринята.

  3. Мимика, жесты и другие невербальные средства коммуникации могут передавать лидеру дополнительную информацию о чувствах и эмоциях участников диалога. Корректная расшифровка этих сигналов улучшит понимание ситуации.

  4. Лидер должен стараться поставить себя на место участников конфликта, понимая их чувства и мотивации. Эмпатия поможет создать более глубокую связь и облегчить процесс примирения.

  5. Цель — не только выяснить точку зрения каждого участника конфликта, но и найти возможные точки согласия. Лидер должен акцентировать внимание на общих целях и ценностях, объединить команду в поиске решений.

Развиваем навыки коммуникации в команде

Эффективная коммуникация — ключевой элемент управления конфликтами в команде. Когда сотрудники могут открыто обмениваться информацией, взаимопонимание в коллективе укрепляется, а возможности для разногласий сокращаются. 

  1. Тренинги и семинары по развитию устной речи помогут сотрудникам научиться выражать свои мысли четко и убедительно.

  2. Лидер должен поощрять открытость в команде, создавая атмосферу, в которой можно свободно делиться своими мыслями и даже критическими замечаниями. Регулярные обсуждения и брейнштормы способствуют генерации новых идей и предотвращению скрытых конфликтов.

  3. В процессе поиска выхода из сложной ситуации для большей наглядности команда может использовать визуальные инструменты коммуникации — диаграммы, графики и даже просто рисунки. 

Управляем эмоциями 

Эмоции могут стать мощным двигателем конфликтов. От раздражения и недовольства до страха и разочарования, эмоции могут искажать восприятие и мешать четко мыслить.

  • Старайтесь выявлять знаки эмоционального напряжения в команде и понимать, как эмоции влияют на поведение ваших коллег.

  • Управляйте собственными эмоциями. Вовремя давайте себе отдохнуть и проанализировать, почему у вас возникли те или иные реакции. 

  • Поощряйте членов команды делиться с вами своими переживаниями и мыслями. 

  • Помогайте членам команды лучше понимать друг друга. Обсуждайте с ними конфликтные ситуации: почему они возникли и что сделать, чтобы впредь их не было.

  • Умейте отделить эмоции от фактов и проблем. Это позволит рационально подойти к ситуации и найти конструктивные решения.

  • Подчеркивайте позитивные моменты и успехи, не стесняйтесь хвалить команду. Так сотрудники будут ассоциировать работу с положительными эмоциями.

  • В напряженных ситуациях старайтесь общаться корректно и конструктивно, подчеркивайте важность уважительного обмена мнениями.

Настраиваем обратную связь

Будьте примером: демонстрируйте открытость к новым идеям и умейте признавать свои ошибки.

Проще всего получать фидбэк через регулярные оценочные сессии или анонимные опросы.

Используйте электронные платформы для обратной связи и обсуждений. Самый простой вариант — облачные формы. Можно создать отдельный чат в мессенджере или электронную почту, на которую будут присылать только фидбэк.

Как выбрать подходящий метод разрешения конфликта

Выбор метода разрешения зависит от характера конфликта, личностей участников, контекста и других факторов. Рассмотрим несколько способов, подходящих для разных ситуаций:

Коллективная дискуссия

Характер конфликта: минорные разногласия или различия во мнениях.

Применение: позволяет сотрудникам обсудить свои точки зрения, выслушать друг друга и совместно найти решение.

Посредничество (медиация)

Характер конфликта: стороны готовы к диалогу, но требуется посредник.

Применение: нейтральная третья сторона помогает участникам выразить свои интересы и находит компромиссное решение.

Назначение ответственных

Характер конфликта: необходимо принять административные меры для устранения проблемы.

Применение: руководитель может назначить ответственных для решения конкретных аспектов конфликта и контролировать выполнение задач.

Обучение и тренинг

Характер конфликта: конфликт вызван недопониманием или недостаточностью навыков коммуникации.

Применение: обучение навыкам общения, эмпатии, управления стрессом может помочь участникам лучше понимать друг друга.

Сотрудничество

Характер конфликта: все стороны могут выиграть от совместного решения.

Применение: совместное исследование альтернативных решений для достижения взаимовыгодного результата.

Уступки (компромисс)

Характер конфликта: необходимо быстро достичь соглашения.

Применение: стороны готовы поступиться своими интересами для достижения соглашения.

Формальные процедуры

Характер конфликта: требуется принятие решения в соответствии с установленными в компании процедурами.

Применение: использование правил, политик или документов, чтобы определить, как решить конфликт.

Кем бы вы ни работали — вам всегда пригодятся навыки лидера. А если вы еще не нашли своего призвания или хотите сменить поле деятельности — у MDS есть более 35 курсов по разным направлениям. Осваивайте любую специализацию, от юриста по банкротству до аналитика данных, под наставничеством практикующих профессионалов. 

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного