Российский геймдев: проблемы регулирования

На заседании Совета по развитию физической культуры и спорта президент РФ Владимир Путин заявил, что онлайн-игры, в которые играют в России, должны находиться в домене .ru, а их сервера — на территории страны. Разработчикам, которые хотят размещать свои игры в РФ, придется также открыть российские офисы. Сейчас же, по оценке главы исполнительного комитета Федерации бокса Умара Кремлева, через зону .com за границу выводится около $5 млрд. 

Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Скорее всего, «приземлять» в России игровые компании будут через обязательство открыть офис в РФ под угрозой штрафа и блокировки, поделился своим мнением с «Деловым Петербургом» главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов.

Одна из главных проблем — в России действительно нет специализированного государственного органа, который бы занимался регулированием сетевых игр. 

Как отмечается в пояснительной записке свежего (внесен в Госдуму 31 октября 2023 года) законопроекта № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в России», «в Российской Федерации в настоящее время действует около 20 законов, регулирующих деятельность, относящуюся к сфере креативных индустрий. При этом существующие законы не содержат единого понятийного аппарата и ограничиваются регламентацией конкретного вида деятельности. В этой связи следует отметить и разнообразие правоприменения в сфере креативных индустрий: соответствующие вопросы (по видам деятельности) распределены между более чем 10 органами исполнительной власти».

Так, за блокировку, в случае нарушения законодательства, отвечает Роскомнадзор. Защитой прав потребителей, включая и пользователей компьютерных игр, занимается Роспотребнадзор. Он же следит, чтобы игры распространялись без нарушений и не вводили пользователей в заблуждение. Большую роль в регулировании игр играют Агентство по делам молодежи и Минцифры. В первом случае это связано с контентом, который потребляет молодежь и с проведением киберспортивных мероприятий. Минцифры же регулирует любое взаимодействие с сетью, что затрагивает и компьютерные игры.

Но вернемся к законопроекту «О развитии креативных (творческих) индустрий в России». Его авторы подразделяют творческие индустрии по видам в зависимости от осуществляемой экономической деятельности. Создание

компьютерных игр и видеоигр они отнесли к индустриям, использующим информационно-телекоммуникационные технологии. Вместе с ними в этой же группе — обработка данных и разработка программного обеспечения, реклама, издательское дело и деятельность средств массовой информации. 

Согласно проекту, правительство должно будет определить ответственное за развитие креативных индустрий ведомство, которое будет вести реестр граждан, ИП и компаний, которые создают и продвигают креативные продукты. Также правительство должно будет определить перечень приоритетных креативных индустрий, установить порядок формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий. Предполагается и наличие мер государственной поддержки. 

Но не только государство на сегодняшний день регулирует игровую индустрию — существуют и внутриотраслевые инструменты. Например, есть множество рейтинговых систем, которые используют сами разработчики и издатели. Самая популярная — PEGI, которая помогает определить, какой возрастной группе подходит игра, исходя из ее наполнения.

Подробнее разобраться в том, как устроено регулирование геймдева в России и какие есть инициативы в этом направлении, можно на курсе «Юрист в IT». Слушатели разберутся в тонкостях работы с видеоиграми, научатся защищать интеллектуальную собственность и ПО, составлять документацию для сопровождения IT-компании, разбираться в вопросах налогообложения, льгот и отраслевых преференций. И все это под наставничеством практикующих профессионалов. И — приятный бонус — все материалы, которые вы получите в рамках курса, остануться с вами навсегда: на случай, если вам надо будет освежить память или вернуться к какому-то конкретному кейсу.

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного