Приложения без применения
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Большинство пользователей смартфонов на операционной системе (ОС) iOS не скачивает из «окна выбора» отечественные приложения, которые Apple теперь обязана предустанавливать. Владельцы же устройств на Samsung не знают о существовании на них таких обязательных сервисов, выяснили в Telecom Daily. Таким образом, пока практика применения нового закона об обязательной предустановке российского софта на смартфоны и планшеты не привела к росту использования такого ПО.
“Ъ” ознакомился с исследованием Telecom Daily, посвященным эффекту закона о предустановке отечественных приложений на смартфоны на iOS и Android. Агентство провело опрос 1,8 тыс. покупателей новых смартфонов Samsung (работает на платформе Android) и Apple (на iOS), а также изучило динамику скачиваний мобильных приложений на iOS через сервис сбора статистики AppAnnie.
Закон о предустановке отечественного софта был принят в ноябре 2019 года. Он предусматривает установку производителями смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров Smart TV разных классов российского ПО. Требования для смартфонов вступили в силу с 1 апреля. В список обязательных для смартфонов и планшетов вошли приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «Новые облачные технологии», «Госуслуги» и платежная система «Мир».
По закону есть три варианта установки: «окно выбора» со списком приложений при первом включении смартфона, размещенные на экране иконки для скачивания и установка приложений в память устройства. Apple предлагает «окно выбора», Samsung группирует иконки с приложениями в папку «Закон», которая всегда доступна на экране. При этом компания делает сервисы неудаляемыми (см. “Ъ” от 31 марта).
В исследовании говорится, что большинство пользователей новых смартфонов либо не заметили, либо плохо запомнили способы выбора предустановленных приложений на Apple и Samsung.
«Окно выбора» на iOS при первом включении смартфона не заметили 45% пользователей. О существовании папки «Закон» не знали 64% владельцев аппаратов корейского бренда.
При этом «окно выбора» оказалось самым невостребованным способом предустановки: только 16% опрошенных владельцев смартфонов Apple готовы устанавливать приложения при активации смартфона. После этой процедуры к «окну выбора» вернуться невозможно. Владельцы Samsung могут загрузить приложение из папки «Закон» в любой момент.
Из данных AppAnnie следует, что заметного роста скачивания популярных приложений (более 4 тыс. загрузок в день) из списка обязательного ПО не произошло после вступления в силу новых норм.
Для приложений с маленькой аудиторией был рост чуть более 100 скачиваний в день. Общий эффект закона для пользователей iPhone составил около 1%, оценивает Telecom Daily. Для платформы Android эффект от предустановки оценить затруднительно, объяснил гендиректор агентства Денис Кусков, поскольку каждый производитель смартфонов на этой ОС реализует предустановку по-своему. В Samsung подчеркнули, что реализация предустановки российского ПО на устройствах, поставляемых на территорию РФ, соответствуют требованиям законодательства. В Apple не ответили на запрос.
Ранее покупатели iPhone уже жаловались, что Apple обходит требования закона об обязательной предустановке отечественных приложений (см. “Ъ” от 24 августа). Они обратили внимание, что при активации устройства система выдавала ошибку, а в случае ее корректной работы установку приложений можно пропустить. В Минцифры, которое выступало разработчиком закона, обещали, что компания устранит проблемы. В министерстве не стали комментировать результаты исследования, отметив лишь, что «использование приложений из числа предварительно установленных — выбор пользователей».
Механизм загрузки из «окна выбора» на iOS не отличается от стандартного из магазина приложений App Store, отметили в «Яндексе», «поэтому отличить такие установки от всех остальных невозможно».
Кроме того, на количество скачиваний влияет много факторов, в том числе рекламные акции, добавили в компании.
«Яндекс» был в числе основных интересантов принятия закона о предустановке, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Компания раньше платила за установку своих приложений вендорам большие суммы». Вступление в силу закона, по его мнению, привело к тому, что рынок предустановки объемом в несколько миллиардов рублей в год «схлопнулся», а софтверные компании направили бюджеты на рекламу в других каналах. По мнению аналитика, повысить эффективность предустановки можно, сократив число обязательных приложений.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5019324