Судебный эксперт, преподаватель Moscow Digital School оценила планы ЦБ изменить основания для блокировки счетов
Судебный эксперт, преподаватель Moscow Digital School Наталья Мануйлова по просьбе «Известий» прокомментировала планы Банка России уточнить признаки, из-за которых банки могут посчитать действия клиентов подозрительными.
Перечень оснований для блокировки счета не меняли с момента их появления в марте 2012 года. Ранее, 17 февраля, стало известно о том, что Центробанк предлагает не только ввести новые критерии, но и исключить некоторые из более 100 существующих, по которым банки признают операции сомнительными.
«Банк России переработал перечень необычных операций, исключив ряд признаков, и добавил новые признаки с учетом реалий финансового рынка. Стоит отметить, что перечень необычных операций только ориентирует банки для обращения особого внимания на операции, имеющие признаки необычных. Достаточно часто, к сожалению, путают признаки сомнительных операций и операции, имеющие признаки необычных», — добавила эксперт.
В части квалификации операций с цифровыми и виртуальными активами многое будет зависеть от квалификации сотрудников банков, добавила Наталья Мануйлова.
По ее словам, если у сотрудников банков не хватит квалификации, то Росфинмониторинг пополнится информацией об операциях, не имеющих отношения к сомнительным.
Более того, на рынке возобновится прессинг на бизнес по предоставлению документов, не связанных с операцией, угрозами блокирования счетов клиентов, задержками проведения операций.
«Например, признак в разделе 11 «Операция связана с приобретением или продажей виртуальных активов» должен быть адаптирован для банков в имеющейся системе управления рисками. Банком должны быть выработаны свои дополнительные критерии по квалификации такой операции как «сомнительной», например, сумма операции, деловая репутация контрагента, банк контрагента и так далее. С учетом того что ряд признаков достаточно общий, думаю, Банк России ждет достаточно большое количество запросов как со стороны банков, так и со стороны клиентов, но тут уже в форме жалоб», — заключила судебный эксперт.