Обновление закона об интернет-рекламе: какие изменения ждут рынок

Уже завтра вступает в силу новая редакция закона «О рекламе». Она вводит новые положения об обязательной маркировке, учете интернет-рекламы и обязывает практически всех в рекламной индустрии передавать информацию в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который будет вести Роскомнадзор. В качестве преимущества для бизнеса можно отметить, что период с 1 сентября по 31 октября 2022 года будет переходным, как указано в комментариях Роскомнадзора. А значит есть два месяца на адаптацию к новым нормам. 

Кого затронет новое регулирование

Информацию в Роскомнадзор обязаны передавать рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Делать это нужно через посредника — оператора рекламных данных (ОРД). 

Обязательная маркировка и учет касаются всей интернет-рекламы на территории РФ. Под исключение подпадают: 

- push-уведомления по группам пользователей/по собственным товарам поставщика рекламы/по товарам аффилированных лиц;

- email-рассылки аналогично с уведомлениями;

- операторы социальной рекламы;

- реклама, распространяемая в интернете в составе телепрограмм, телепередач, радиопрограмм и радиопередач, если она не изменяет непосредственное вещание, то есть распространяется в той же последовательности, форме и объеме.

Роскомнадзор будет заниматься учетом, хранением и обработкой информации о рекламе.

Что важно сделать бизнесу

Преподаватель Moscow Digital School и глава практики цифрового права SEAMLESS Legal Ирина Шурмина дает следующий алгоритм действий для рекламодателей:

1. Заключить договор с ОРД. Их перечень будет определен в октябре этого года;

2. Определить характер материалов, которые будут размещаться в интернете: провести аудит в компании, решить, что реклама, а что нет, а также проверить, не попадают ли материалы в перечень исключений;

3. Прописать соответствующие закону обязанности в договорах с агентствами и рекламораспространителями, если рекламодатель собирается взаимодействовать с ОРД через них;

4. Проверить регистрацию рекламных материалов у ОРД до их выпуска;

5. Выпускаемая реклама должна иметь:

- идентификатор, присваиваемый ОРД;

- пометку «реклама»;

- указание на рекламодателя;

- сайт с информацией о рекламодателе;

6. Передать информацию о рекламе и о субъектах регулирования, имеющих отношение к ее размещению, через ОРД в Роскомнадзор;

7. Убедиться, что информация в фактически размещенной рекламе соответствует сведениям, переданным в Роскомнадзор. 

Законодательная ответственность 

Специальной ответственность за несоблюдение требований о маркировке пока нет, имеются лишь общие положения. Закон накладывает на субъекты регулирования ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор (п. 11 ст. 18.1 Закона). В ст. 38 Закона внесена ответственность рекламораспространителя за наличие пометки «реклама», ссылки на рекламодателя и его сайт. 

Пока специальной ответственности по маркировке нет, не исключено применение ч. 1 ст. 14.3 КоАП, согласно которой за нарушения законодательства о рекламе взыскивается:

  • от 4 000 до 20 000 рублей с должностных лиц;

  • от 100 000 до 500 000 рублей с юридических. 

По словам Роскомнадзора и ФАС, в первые несколько месяцев будет отслеживаться фактическое исполнение нововведении  в этот период меры ответственности не будут применяться. 

Пока до конца неясно, как будет выглядеть регулирование в соответствии с новым законом. Ожидается, что большинство вопросов прояснится с запуском работы ЕРИР и ОРД.

Подробно изучить требования законодательства о рекламе в РФ, научиться сопровождать рекламные кампании, узнать все о защите интересов компаний в рекламных спорах можно на курсе «Рекламное право» от Moscow Digital School. Обучение подойдет юристам компаний, специалистам по маркетингу, рекламе и PR, а также владельцам бизнеса, которые хотят грамотно взаимодействовать с законом и обезопасить компании от штрафов. Старт курса — 22 сентября 2022 года. Узнать больше о программе, спикерах и записаться можно на сайте Moscow Digital School. 

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!