Нормативно-правовые акты: основа правовой системы
Нормативно-правовые акты (НПА) являются основными инструментами регулирования общественной жизни. Они устанавливают правила поведения и порядок в различных сферах деятельности, от льгот для многодетных семей до штрафов за нарушение правил дорожного движения. Предостерегают от правонарушений и способствуют решению конфликтов.
НПА устанавливают правила и нормы, которые должны соблюдать граждане, организации и органы власти в различных ситуациях. Например, они регулируют налоговую систему, условия труда, предпринимательскую деятельности и т.д.
Можно сказать, что нормативно-правовые акты обозначают рамки для свободы и развития каждого индивидуума и организации в стране. Поэтому стоит глубже разобраться, какие их виды существуют, как они принимаются и применяются.
Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Виды нормативно-правовых актов
НПА разбивают на несколько видов. Каждый из них имеет свои специфические функции и значение в правовой системе государства.
По юридической силе
Федеральные законы:
обладают высшей юридической силой;
принимаются и одобряются высшим представительным органом государственной власти — Федеральным Собранием РФ;
могут быть заключены в кодексы, которые регулируют разные сферы жизни (гражданский, таможенный, трудовой, земельный, налоговый и др.);
регулируют наиболее важные общественные отношения.
Подзаконные акты:
принимаются органами государственной власти в пределах их компетенции;
принимаются на основании и в полном соответствии законам;
включают в себя постановления, распоряжения, инструкции, правила и т.д.
По предмету правового регулирования
Это отраслевые нормы права: гражданско-правовой акт, уголовно-правовой акт, административно-правовой акт, комплексные (муниципальные и экологические)
По форме
Правила: определяют требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).
Порядки: определяют последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности.
Положения: определяют статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.
Инструкции: конкретизируют вопросы применения нормативно-правовых актов.
Регламенты: определяют порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.
Также нормативно-правовые акты могут быть в иной форме, установленной федеральными законами.
ВАЖНО: Издание нормативно-правовых актов в форме писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Иерархия нормативно-правовых актов
Иерархия нормативно-правовых актов представляет собой систему, в которой различные виды правовых актов располагаются по уровням в зависимости от их правовой силы и компетенции. В рамках иерархии выделяются два основных принципа.
Принцип соответствия нижестоящих нормативно-правовых актов вышестоящим
Этот принцип предполагает, что нижестоящие нормативные акты должны соответствовать вышестоящим по своему содержанию и основаниям принятия. Он обеспечивает иерархическую целостность правовой системы и правоприменительную практику. Ключевые аспекты этого принципа:
подзаконные акты (например, постановления, распоряжения) принимаются на основании и в соответствии с законом; они не могут противоречить законодательству и должны подчиняться общим принципам, установленным высшими правовыми актами;
соблюдение правовой иерархии — важно, чтобы нормативные акты каждого уровня соответствовали вышестоящим, чтобы избежать правового хаоса и противоречий в правовом регулировании.
Принцип юридической силы нормативно-правового акта
Этот принцип определяет иерархию актов на основе их правовой силы и важности в правовой системе. Он устанавливает, какие акты обладают приоритетом в случае конфликта или противоречия.
Высшие нормативные акты. Верхушка иерархии — Конституция РФ. Она обладает наивысшей юридической силой и является фундаментом всего правового строения.
Международные договоры.
Федеральные законы.
Указы президента.
Постановления правительства.
Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России.
Приказы служб.
Региональное законодательство и муниципальные акты.
Акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.
Если два акта противоречат друг другу, возникает правовая коллизия. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.
Процесс принятия нормативно-правовых актов
Процесс принятия нормативно-правовых актов может отличаться в зависимости от их вида и субъекта, осуществляющего правотворчество.
В данном случае рассмотрим процесс принятия законов — федеральных и региональных.
Законодательная инициатива
Законодательная инициатива может исходить от различных органов государственной и муниципальной власти, а также от высших судебных инстанций. Субъектами законодательной инициативы в нашей стране являются:
Президент РФ;
сенаторы Совета Федерации;
Совет Федерации коллективно;
депутаты Государственной думы;
Правительство РФ;
региональные парламенты;
Верховный суд;
Конституционный суд.
Обсуждение законопроекта
Законодательная инициатива — законопроект и материалы к нему (включая пояснительную записку, экспертную оценку и пр.) — вносится на рассмотрение законодательного органа власти, то есть в Государственную думу или региональный парламент.
Поступивший законопроект регистрируется управлением документационного обеспечения, ему присваивается номер.
Далее документ направляется на проверку профильного комитета парламента, который проверяет соответствие законопроекта установленным требованиям.
Совет Госдумы или комитет по законодательству регионального парламента могут вернуть законопроект профильному комитету или инициатору либо сразу включить его в план работы (программу заседания).
Основную работу над законопроектом проводит профильный комитет (в зависимости от темы инициативы). К обсуждениям он может привлекать экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, общественных объединений.
При необходимости могут проводиться общественные слушания по законопроекту.
Принятие законопроекта
Законопроект рассматривается на пленарных заседаниях парламента и проходит три чтения.
В рамках первого чтения обсуждается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ и другим вышестоящим НПА.
Во втором чтении рассматриваются поправки к законопроекту, идут депутатские прения, в результате чего документ может пройти серьезную трансформацию.
На третьем чтении голосуют за принятие документа в целом.
По результатам обсуждений законопроект может быть принят или отклонен.
Федеральный закон после принятия Государственной думой (нижней палатой Федерального Собрания) направляется на одобрение в Совет Федерации (верхнюю палату Федерального Собрания). А затем — после принятия обеими палатами Федерального Собрания — закон направляется на утверждение Президенту РФ. Президент может подписать закон, отказаться от подписания (в случае вето) или направить закон на доработку.
Региональные законы подписывает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (губернатор).
Вступление в силу нормативно-правового акта
После подписания закон становится нормативным актом и вступает в силу с момента его официальной публикации либо с даты, указанной в самом законе.
Применение нормативно-правовых актов
Применение нормативно-правовых актов в РФ может регулироваться другими актами в зависимости от их места в иерархии правовых актов.
Конституция РФ — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. НПА, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции.
Международные договоры являются частью правовой системы России. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.
Любые федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ, а также федеральным конституционным законам. Региональные законы в свою очередь не могут противоречить федеральному законодательству.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они не могут противоречить законодательству.
Важно также учитывать, где нужно применять нормативно-правовой акт: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.
Отмена (признание недействительными) нормативно-правовых актов
Отмена или признание недействительными нормативно-правовых актов осуществляется через судебное разбирательство. Любой гражданин или организация имеют право обратиться в суд с заявлением о том, что нормативный правовой акт полностью или частично противоречит закону.
Суд анализирует доказательства и устанавливает, что оспариваемый акт или его часть действительно противоречит федеральному закону или другому акту. В таком случае акт считается недействующим с момента его принятия или другого указанного судом времени.
Последствием признания судом нормативного акта недействующим является его полное или частичное исключение из правовой системы. Решение суда об отмене акта обязательно подлежит официальной публикации в официальном печатном органе.
Важно отметить, что судебное решение о признании нормативно-правового акта недействительным не может быть обойдено повторным принятием такого же акта.
Утрата юридической силы НПА определяется также истечением срока, на который было осуществлено принятие этого документа.
Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов
Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов варьируется в зависимости от характера нарушения и должностных обязанностей лица, которое совершило нарушение. Поэтому лица и организации могут быть привлечены к ответственности.
Гражданская ответственность
Граждане или организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, если их действия или бездействие привели к причинению ущерба другим лицам или организациям. Например, если компания не выполнит свои обязательства по договору и это приведет к финансовым потерям для контрагента, последний может потребовать компенсации ущерба в судебном порядке.
Административная ответственность
Государственные органы, должностные лица и граждане могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение административных нормативных актов.
Один из видов такой ответственности — наложение административного штрафа. Его размер определяется в зависимости от степени общественной опасности содеянного и субъекта, совершившего правонарушение.
Физические лица могут подлежать дисквалификации, то есть лишены права занимать определенные должности либо осуществлять определенную деятельность.
Еще одна мер — административное приостановление деятельности: временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений.
Уголовная ответственность
Лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Например, за хищение средств или коррупционные деяния, которые наносят ущерб государству или обществу, лица могут быть осуждены и наказаны в соответствии с Уголовным Кодексом.
Судебная практика по вопросам применения нормативно-правовых актов
В качестве примеров можно привести кейсы с сайта Минюста. Вот один из них.
Суть конфликта между законами:
В Законе Брянской области от 29.02.2012 года установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2% до 9% в период с 22:00 до 8:00 по местному времени.
Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не предусматривает такого запрета на розничную продажу алкоголя в указанное время.
Противоречие и отмена закона:
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело и пришел к выводу, что положения Закона Брянской области о запрете розничной продажи алкоголя в указанный временной интервал противоречат федеральному законодательству (№ 171-ФЗ).
В своем апелляционном определении ВС признал подпункт 4 статьи 6.1 Закона Брянской области недействительным. Это означает, что данный запрет больше не может применяться на территории Брянской области.
Значение решения Верховного Суда:
Так как решение Верховного Суда РФ имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации, то после отмены судебным актом положения о запрете розничной продажи алкоголя в указанные часы на территории Брянской области, это положение становится недействительным и не может быть использовано органами государственной власти для ограничения прав граждан и организаций на розничную продажу указанных видов алкогольной продукции в указанные часы.
Таким образом, судебное решение Верховного Суда Российской Федерации поставило точку в споре между местным и федеральным законодательством относительно регулирования времени розничной продажи алкоголя на территории Брянской области.
Тема законодательных актов относится к не самым простым. Особенно это связано с тем, что в законодательство активно вносится множество изменений.
Но кроме НПА, регулирующих жизнь общества, существуют локальные нормативные акты (ЛНА), по которым живут и функционируют организации. Чтобы юристы, чья работа заключается в разработке ЛНА, не попали в неприятности, мы решили создать отдельную программу.
Курс «Локальные нормативные акты» от Moscow Digital School нужен для того, что вы узнали:
какие локальные нормативные акты являются обязательными;
этапы разработки ЛНА;
какие ошибки допускают при подготовке актов;
как сделать локальный нормативный акт эффективным инструментом управления.
Наши спикеры сделают так, чтобы обучение оставалось интересным на протяжении всего курса. А пакет дополнительных материалов — шаблонов, гайдов и чек-листов — сразу пригодится вам в работе.