Налоговый контроль в РФ

Налоговый контроль — неотъемлемая часть налоговой системы Российской Федерации. Ему посвящена глава 14 первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ). Законодательство признает налоговым контролем деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Согласно закрепленным в Кодексе общим положениям, он проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах. 

Итак, давайте подробнее разберемся в сущности налогового контроля и рассмотрим роли налогоплательщика и налоговых органов в этом процессе. Это поможет вам построить эффективную работу с налоговыми проверками.

Основные цели и задачи налогового контроля

Налоговый контроль в конечном итоге служит целям поддержания финансовой стабильности и справедливости при исполнении конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это достигается через выполнение следующих задач:

  1. проверка документов налогоплательщика для выявления возможных нарушений;

  2. обеспечение правильного учета финансовых операций и налоговых обязательств;

  3. выявление и пресечение попыток уклонения от уплаты налогов.

Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Виды налоговых проверок

Мероприятия налогового контроля могут проводиться как в ходе налоговых проверок, так и вне их рамок. Так, в последнем случае могут проведены истребование документов (когда налоговые органы, например, еще не приняли решение о проведении выездной или камеральной проверки компании), допрос свидетелей и в некоторых случаях осмотр.   

Что касается налоговых проверок, НК РФ предусматривает два их вида — камеральные и выездные. Цель у них общая — контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка проводится на основе анализа представленных налогоплательщиком документов (прежде всего налоговых деклараций), без посещения его места деятельности. Налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика проверяет налоговые декларации и иные имеющиеся у нее документы о деятельности налогоплательщика. Если инспекция выявила ошибки в налоговой декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, она потребует у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Выездная проверка включает посещение места деятельности налогоплательщика для проверки документов и финансовой деятельности. Она проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации, месту жительства физического лица или месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ. Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874 приостановило назначение и проведение ранее назначенных проверок в отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых такие лица являются руководителями и одновременно единственными участниками. 

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам за период в три календарных года плюс год, в котором принято решение о проведении проверки. Ее предметом является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (если главой 14 НК РФ не предусмотрено иное). Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.  

Налоговый кодекс определяет и сроки выездной проверки. Обычно она не может продолжаться более двух месяцев. Иногда срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. 

 Объекты и предметы налогового контроля

Объектами налогового контроля могут быть как физические лица, так и организации. Контроль может затрагивать налоговые декларации и документы о финансовой деятельности налогоплательщиков.

Предмет контроля включает:

  1. правильность расчета налогов и соблюдение установленных сроков уплаты;

  2. учет финансовых операций и правильность отражения в бухгалтерской отчетности.

Мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля — основной инструмент, который налоговые органы используют для формирования доказательной базы в вопросах налогового администрирования. Процедуры проведения мероприятий также закреплены законодательством. 

  • Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ) может проводиться в ходе выездной налоговой проверки для подтверждения достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки. Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов. Физические лица не относятся к числу налогоплательщиков, в отношении которых в ходе проведения выездной налоговой проверки может быть проведена инвентаризация имущества.

  • Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ) возможен в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;

  • при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации;

  • при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий указанных в декларации сведений по НДС.

Должностные лица вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

  • Истребование документов (информации) у налогоплательщика и иных лиц (ст. 93, 93.1 НК РФ). Должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов передается руководителю организации или физическому лицу лично под расписку. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

  • Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ) производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства. Выемка недопустима в ночное время. Она возможна только в присутствии понятых и лиц, у которых собственно и производится. Понятыми не могут быть должностные лица налоговых органов и лица, заинтересованные в исходе дела (ст. 98 НК РФ). Изъятые документы и предметы должны быть описаны в протоколе с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — и их стоимости.

  • Экспертиза (ст. 95 НК РФ) назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт привлекается на договорной основе. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

  • Вызов свидетеля (ст. 90 НК РФ). В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Свидетель несет ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

  • Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Переводчик не должен быть заинтересован в исходе дела. Он несет ответственность за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод.

Подробную информацию о мероприятиях налогового контроля можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.

Права и обязанности налоговых органов при проведении налогового контроля

Представители надзорного органа имеют право запрашивать информацию и документы у налогоплательщиков. Они осуществляют проверки в соответствии с установленными процедурами и должны соблюдать конфиденциальность полученных данных.

ФНС обращает внимание: при производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

Основные причины, вызывающие интерес налоговых органов

Налоговые органы могут обратить внимание на налогоплательщика по следующим причинам:

  1. необъяснимое соотношение доходов и расходов: например, подозрение вызывают большие расходы без адекватного объяснения;

  2. использование налоговых льгот и специальных налоговых режимов: проверяется правильность и законность их использования;

  3. взаимодействие с фирмами-однодневками в рамках незаконных налоговых схем: проверяется наличие должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Как избежать ошибок при налоговых проверках

Чтобы избежать ошибок и лишних проверок, возьмите за практику соблюдение следующих правил.

  1. Соблюдайте законодательство: важно тщательно изучить налоговое право и соблюдать его требования.

  2. Поддерживайте аккуратный учет: ведите четкий и полный учет финансовых операций и своевременно вносите корректировки.

  3. Соблюдайте сроки и порядок уплаты налогов это снизит вероятность проверок и избавит от штрафов.

  4. Сотрудничайте с налоговыми органами, но не допускайте нарушения ваших прав налогоплательщика: готовность предоставить документы и объяснения упрощает процесс проверки.

  5. Заблаговременно привлекайте специалистов: профессиональные консультанты помогут грамотно подготовить все необходимые документы и расчеты и помогут отстоять ваши права в ходе проверки и обжалования её результатов.

Работа с налоговыми органами — важный и серьезный процесс для компании  любой организационной формы и вида деятельности. Специалисты, в чью компетенцию входит эта задача, должны разбираться в основах налогообложения в России и за рубежом, нюансах отдельных видов налогов. Им необходимо уметь снижать расходы компании за счет использования налоговых льготы и преференций.  

В Moscow Digital School есть целая линейка курсов, посвященных теме налогов. Выбирайте тему, в которой хотите актуализировать свои знания и прокачать навыки, и приходите учиться на программы «Налоги в бухгалтерском учете организации», «Налоги в бухгалтерском учете ИП» и «Управление налоговыми рисками».

Материал подготовлен совместно с Дмитрием Кирилловым. Дмитрий эксперт MDS, адвокат, советник Lidings.

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного