‎На российских пользователях DMA не отразится». Эксперт MDS Кирилл Ляхманов о европейском законе о цифровых рынках

РБК опубликовал текст о том, как изменятся техногиганты из-за европейского Закона о цифровых рынках. 6 марта крупные технологические компании, такие как Alphabet (владелец Google), Amazon, Apple и те, которые попадают под Директиву о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) в Евросоюзе, должны были начать соответствовать новым правилам. Теперь они должны обмениваться данными с конкурентами, предоставить пользователям доступ к сгенерированным ими данным и дать рекламным партнерам инструменты проверки. Нарушение этих правил влечет штраф до 10% мирового оборота и до 20% при повторных нарушениях. Эти меры направлены на предотвращение злоупотреблений крупными компаниями своей рыночной властью и обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства. 

Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Какие изменения у платформ?

Платформам пришлось адаптировать свои политики в соответствии с DMA. Например, Apple изменяет политики iOS, Safari и App Store: предоставляет разработчикам инструменты для продвижения приложений в альтернативных магазинах, снижает комиссии для компаний из ЕС и малого бизнеса, а также дает пользователю выбор при первом запуске Safari и в случае бесконтактных платежей. Одновременно Apple вводит новые меры безопасности и требования для разработчиков, чтобы минимизировать риски вредоносного софта и мошенничества.

Google в соответствии с новыми требованиями начнет тестировать специальные блоки сравнения предложений различных компаний на странице результатов поиска. Кроме того, раздел «‎Google Авиабилеты»‎ будет удален. На устройствах Android, в приложении Chrome и на устройствах iOS появится возможность выбора по умолчанию поисковой системы и браузера. Пользователям будет показан баннер с вопросом о согласии на обмен данными между продуктами Google. Ограничения или недоступность некоторых функций могут произойти, если пользователь запретит обмен данными.

Microsoft готовит обновит операционную систему Windows для пользователей в ЕС под требования DMA. Также Еврокомиссия исключила поисковик Microsoft Bing, браузер Edge и рекламный сервис из регулирования, так же как и сервис iMessage от Apple. Комиссия пришла к выводу, что эти сервисы не являются значимыми платформами и не подлежат такому строгому регулированию.

Влияние на российских пользователей

Преподаватель Moscow Digital School и главный юрисконсульт юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов считает, что на российских пользователях DMA никак не отразится, так как он действует только в ЕС. 

Глава Минцифры заявил о планах внесения в Госдуму законопроекта, который обяжет Apple устанавливать на iPhone приложения из сторонних магазинов. 

Алексей Минаев, преподаватель Moscow Digital School, считает, что у российского регулятора недостаточно механизмов, чтобы обеспечить исполнение требований закона со стороны Apple. Он отмечает, что несмотря на остановку продаж в России, Apple продолжает соблюдать решения судов и надзорных органов, а также выплачивать штрафы. Примером служит ситуация в октябре 2023 года, когда Apple опубликовала новые правила для российских разработчиков приложений, которые позволяют пользователям использовать внешние ресурсы для совершения покупок без участия американской корпорации. Тем не менее, ранее, в июле 2022 года, ФАС признала, что Apple злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке приложений для iOS. Это привело к штрафу в размере 1,18 млрд рублей, который компания пыталась оспорить в российском суде, но безуспешно.

Полный текст читайте по ссылке

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного