Какие юридические лица бывают

Первые подобия юридических лиц были придуманы еще в древнем Риме. С тех пор и по сегодняшний день доктрина и практика сформировала концепцию юридических лиц. Она предполагает, что под юридическим лицом понимается самостоятельный субъект права, обладающий своими собственными правами и обязанностями, и в большинстве случаев не отвечающий за обязательства своих учредителей и участников, а они в свою очередь, в ординарных ситуациях, не отвечают по обязательствам юридического лица. Описанная конструкция является наиважнейшим элементом большинства юридических лиц, в литературе это принято называть «корпоративной вуалью». 

На сегодняшний день юридические лица выступают в качестве участников различных видов хозяйственной и иной деятельности. Действующее законодательство содержит в себе несколько классификаций юридических лиц: 

  1. в зависимости от целей деятельности выделяются коммерческие и некоммерческие организации;

  2. в зависимости от объема прав учредителей выделяются корпоративные и унитарные организации;

  3. в зависимости от характера прав учредителей выделяются юридические лица, учредители которых имеют вещные права на имущество юридического лица, и юридические лица, участники которых обладают корпоративными правами.

 

В этом руководстве мы рассмотрим основные виды юридических лиц, их отличительные характеристики, правовое регулирование и особенности функционирования. Оно предназначено для всех, кто хочет лучше понять, как выбрать подходящую форму для своего бизнеса или другой деятельности. Подготовил руководство — юрист практики специальных проектов Versus.legal Александр Дятко.

Чтобы не пропустить новые материалы «MDS Media», подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Классификация юридических лиц

Необходимо отметить, что классификация юридических лиц в зависимости от характера прав учредителей представляется наименее значимой в рамках данной статьи, потому что эта классификация касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений. Целью классификации является отделение указанных юридических лиц от всех остальных. 

Ввиду этого, мы рассмотрим только первые две классификации: 

  1. по цели деятельности;

  2. по объему прав учредителей.

По целям деятельности Статья 50 ГК РФ 

  • Коммерческие организации

Основная цель — извлечение прибыли.

Формы: хозяйственные общества, товарищества и партнерства, фермерские хозяйства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  • Некоммерческие организации

Основная цель: социальные, благотворительные, культурные и другие общественно полезные виды деятельности. Получение доходов — не первоочередная задача.

Формы: потребительские кооперативы, общественные организации и движения, ассоциации, союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общественно-полезные фонды, религиозные организации, учреждения (государственные, муниципальные, частные), публично-правовые компании, адвокатские палаты и образования, госкорпорации, нотариальные палаты.

Как видно из приведенной классификации, основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли, в том числе и путем осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности, в то время как деятельность некоммерческих организаций должна быть направлена на достижения благ. Однако законом установлено, что некоммерческие организации вправе осуществлять деятельность приносящую доход лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

По форме собственности

Согласно ст. 212 ГК РФ, в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эти формы собственности определяют различия в управлении, ответственности и финансировании юридических лиц, а также в их взаимодействии с государственными и муниципальными органами и частными лицами.

  • Частные организации

Форма собственности: частная.

Учредители: физические и/или юридические лица, являющиеся частными собственниками.

Цели деятельности: коммерческие частные организации направлены на получение прибыли (ООО, АО и т.д.); некоммерческие частные организации преследуют социальные, благотворительные и другие общественно полезные цели (фонды, ассоциации и т.д.).

Управление осуществляется учредителями или их представителями. В коммерческих организациях учредители получают прибыль.

Учредители несут ответственность по обязательствам организации в пределах своих вкладов (например, в ООО).

  • Государственные организации

Форма собственности: государственная.

Учредители: органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов РФ.

Цели деятельности: выполнение государственных функций и услуг.

Управление осуществляется государственными органами или назначенными ими лицами. Контроль осуществляется государственными органами.

Государство несет ответственность по обязательствам организации в рамках установленного законодательства.

Примеры: государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения.

  • Муниципальные организации

Форма собственности: муниципальная.

Учредители: муниципальные образования (городские, сельские поселения, районы и т.д.).

Цели деятельности: могут выполнять функции, необходимые для обеспечения местных потребностей — коммунальное хозяйство, детские образовательные учреждения, транспорт. 

Управление осуществляется органами местного самоуправления или назначенными ими лицами. Контроль осуществляется муниципальными органами.

Муниципальные образования несут ответственность по обязательствам организации в рамках установленного законодательства.

Примеры: муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения (детские сады и школы, больницы и т.д.).

Основные виды юридических лиц в России: их плюсы и минусы

Коммерческие юридические лица

  1. ООО — общество с ограниченной ответственностью

ПЛЮСЫ

  • Простая регистрация.

  • Защита участников:

  1. участники имеют преимущественное право покупки доли, которую продает другой участник;

  2. можно установить правила, требующие согласия других участников на продажу доли;

  3. можно предусмотреть, что доля переходит к наследникам только с согласия остальных участников;

  4. можно запретить продажу доли третьим лицам без согласия участников.

  • Конфиденциальность: ООО не обязано публиковать свою отчетность.

  • Гибкость в распределении прибыли (распределяется непропорционально долям участников).

  • Участник может выйти из ООО с выплатой ему стоимости его доли.

  • Исключение недобросовестных участников.

  • Устав ООО в рамках закона можно формулировать свободно.

  • Можно использовать типовые уставы, утвержденные Минэкономразвития.

МИНУСЫ

  • Законодательством предъявляется требование о нотариальном удостоверении сделок по отчуждению доли ООО, иначе сделка недействительна.

  • По общему правилу все решения общего собрания участников общества, даже если участник один, подлежат нотариальному удостоверению, если иное не предусмотрено уставом.  

  • Оферта участникам. Перед продажей доли нужно направить другим участникам нотариально заверенное предложение с условиями продажи.

  • Сведения об участниках ООО доступны общественности.

  • Продажа доли и переход прав на нее требуют внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

  1. НПАО (ранее — ЗАО) — непубличное акционерное общество (ранее — закрытое акционерное общество)

 ПЛЮСЫ

  • Неограниченное число акционеров.

  • Запрет на предложение акций широкому кругу лиц. Можно установить преимущественное право на покупку акций для существующих акционеров.

  • Хотя требования к управлению и отчетности строгие, сам процесс системный и прозрачный.

  • Возможность передать часть полномочий общего собрания совету директоров.

  • Легкость смены акционеров и передачи акций, если это не ограничено уставом.

  • Акционеры могут иметь различные права, например, на обычные или привилегированные акции.

  • Акционеры вправе требовать исключить другого акционера, если его действия наносят вред обществу, либо его действия затрудняют деятельность НПАО.

МИНУСЫ

  • Управление требует много времени и ресурсов из-за необходимости взаимодействия с акционерами и соблюдения многочисленных формальностей.

  • Вопросы выпуска акций осложнены дополнительным регулированием со стороны Центрального банка и других органов, осуществляющих контроль, что требует больше формальностей.

  • Акции могут быть обращены только после их регистрации.

  • Ведение реестра акционеров осуществляется третьим лицом — реестродержателем.

  • Ежегодный аудит бухгалтерской отчетности.

  1. ПАО (ранее — ОАО) — публичное акционерное общество (ранее — открытое акционерное общество). 

ПЛЮСЫ

  • Считается наиболее прозрачной формой организации.

  • Неограниченное число акционеров.

  • Возможность размещать акций как путем открытой, так и закрытой подписки.

  • Акции можно свободно отчуждать без согласия других акционеров.

  • Детализированные процедуры управления на законодательном уровне. Это повышает степень контроля и стабильность в организации.

МИНУСЫ

  • Сложное администрирование.

  • Обязательное создание совета директоров (или наблюдательного совета). Это требует дополнительных усилий и ресурсов.

  • Максимальные требования к раскрытию информации.

  1. Коммандитное товарищество (товарищество на вере)

ПЛЮСЫ

  • Требуется только учредительный договор с информацией о капитале и вкладах участников.

  • Привлечение инвесторов с минимальным риском. Коммандитисты несут ограниченную ответственность.

  • Без ограничений на размер уставного капитала.

  • Доступ к большим финансовым средствам.

  • Эффективное управление и специализация.

МИНУСЫ

  • Основной участник несет ответственность своим имуществом.

  • Неопределенность срока сотрудничества.

  • Сложность ликвидации.

  • Ограничения и риски для основного участника: ограничения на участие в других фирмах, личная ответственность перед кредиторами, риск потери вложенных средств при ликвидации.

  1. Полное товарищество

ПЛЮСЫ

  • Гибкая и быстрая система привлечения дополнительных средств.

  • У каждого члена товарищества есть право действовать от имени организации.

  • Уровень доверия к полному товариществу со стороны кредиторов выше.

МИНУСЫ

  • Каждый участник несет одинаковую ответственность не только своим вкладом, но и личным имуществом.

  • Для успешного функционирования полного товарищества необходимы доверительные отношения между участниками.

Некоммерческие юридические лица

  1. НКО — некоммерческая организация

Главная цель НКО — достижение социально ориентированных целей. При этом НКО имеет право осуществлять деятельность приносящую доход, а также предпринимательскую деятельность, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. 

ПЛЮСЫ

  • Четкое разграничение имущества организации и ее учредителей.

  • Получение грантов, пожертвований и иной поддержки от доноров.

  • Статус повышает уровень доверия общества к ее деятельности.

  • Гибкость и свобода действий (сотрудничество с бизнесом и государством).

МИНУСЫ

  • НКО подлежат строгому государственному контролю и регулированию. Это подразумевает частые проверки, соблюдение множества правил и норм. Особо строгий контроль установлен для организаций, занимающихся политической деятельностью.

  • НКО обязаны вести подробную отчетность о своей финансовой деятельности, источниках доходов и целевом использовании средств.

  • Повышенные требования к прозрачности деятельности могут приводить к юридическим рискам в случае несоответствия.

  • Ограниченные возможности для привлечения инвестиций и кредитов.

  1. Фонд

Фонды сосредотачиваются на использовании имущества для достижения социальных или благотворительных целей

ПЛЮСЫ

  • Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда.

  • Нет ограничений по количеству учредителей.

  • Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей его общественно полезным целям.

  • Прозрачность благодаря общественному надзору: деятельность фонда контролирует попечительский совет, который действует на общественных началах.

МИНУСЫ

  • Необходимо проводить ежегодный аудит, если сумма поступлений за год превышает 3 млн рублей.

  • Фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, что требует определенных административных затрат.

  • По закону фонд нельзя реорганизовать в любую другую форму некоммерческой организации.

  • Ликвидировать фонд можно только через суд.

  1. Ассоциация или союз

Ассоциации ориентированы на защиту и представление интересов своих членов в определенной сфере.

ПЛЮСЫ

  • Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права, что позволяет им сохранить некоторую степень автономии в принятии решений и участии в деятельности ассоциации.

  • Мобильность: член ассоциации может покинуть ее по доброй воле в любое время либо может быть исключен в определенных уставом случаях.

МИНУСЫ

  • Не менее двух учредителей.

  • Ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами. 

Выбор юридического лица

Факторы, которые необходимо учитывать

  1. Определите цели деятельности.

  2. Размер и характер бизнеса. Если ваш бизнес небольшой, вам нужна гибкость в управлении и минимальные административные обязанности, то предпочтительнее выбрать ООО либо задуматься о возможности регистрации ИП.

  3. Обратите внимание на ставки налогов, способы учета доходов и расходов, возможность получения финансовой поддержки или кредитования.

  4. Оцените уровень ответственности и риски для учредителей и участников юридического лица

  5. Рассмотрите структуру управления и процесс принятия решений в выбранной форме юридического лица. Также учитывайте возможность разрешения споров внутри организации и с третьими лицами.

Рекомендации по выбору

Чтобы подобрать верную форму:

  • проконсультируйтесь с юристами, бухгалтерами;

  • изучите рынок, чтобы понять, какие формы наиболее распространены в вашей отрасли и какие у них преимущества;

  • внимательно проанализируйте риски.

Хотите открыть бизнес с минимальными вложениями, привлечь и удержать клиентов? Рассчитываете на опыт экспертов? Приходите на курс «Юридический бизнес‎»‎ в Moscow Digital School. На практических занятиях с успешными предпринимателями вы научитесь эффективно управлять и нанимать профессионалов, узнаете все об эффективной рекламе, затратах и стоимости лида. Вас ждет 15 учебных модулей: от разработки стратегии до планирования PR-кампании. Наши шаблоны бизнес-планов, чек-листы и гайды будут всегда у вас под рукой. 

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного